+7 495 565 35 43

Блог / ...

Когда беспроцентный займ несет налоговые риски

С 01.01.2015 действуют новые правила учета доходов (расходов) по долговым обязательствам (п.п. 1 - 1.3 ст. 269 НК РФ). При этом правила различаются в зависимости от того, признается ли долговое обязательство возникшим в результате контролируемых сделок либо в результате сделок, не признаваемых контролируемыми.

Так, по долговым обязательствам любого вида, возникшим не из контролируемых сделок, доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ).

По долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать доходом (расходом) процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, в рамках установленных интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, установленных п. 1.2 ст. 269 НК РФ (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

При этом по долговым обязательствам, оформленным в рублях и возникшим в результате контролируемых сделок, совершенных между российскими взаимозависимыми лицами (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) в 2015 году, налогоплательщик вправе признать доходом (расходом) процент, исчисленный исходя из фактической ставки, если он находится в интервале предельных значений процентных ставок: от 0 до 180 процентов ключевой ставки ЦБ РФ.

По долговым обязательствам, возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой по иным основаниям, предельные значения на 2015 год составили от 75 процентов ставки рефинансирования ЦБ РФ до 180 процентов ключевой ставки ЦБ РФ.

С 1 января 2016 года предельные значения для всех долговых обязательств, оформленных в рублях и возникших по результатам контролируемых сделок, составят от 75 до 125 процентов ключевой ставки ЦБ РФ.

При несоблюдении указанных предельных значений, по долговым обязательствам, возникшим из контролируемых сделок, доходом (расходом) признается процент, исчисленный с учетом положений раздела V.1 НК РФ.

После вступления в силу с 01.01.2012 раздела V.1 НК РФ, регулирующего вопросы трансфертного ценообразования, Минфин России выпустил несколько писем, в которых прямо указал, что сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами могут являться примером создания или установления коммерческих или финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

При этом доходы заимодавца по сделкам между взаимозависимыми лицами по предоставлению беспроцентного займа определяются исходя из суммы процентов, которые были бы получены заимодавцем по сопоставимой сделке (Письма Минфина России от 02.10.2013 № 03-01-18/40821; от 13.08.2013 N 03-01-18/32745; от 05.10.2012 N 03-01-18/7-137).

Анализ судебных актов, вынесенных по итогам рассмотрения заявлений налогоплательщиков о признании недействительными решений территориальных налоговых органов, показывает, что мнения судов по данному вопросу расходятся.

Следовательно, риск возникновения претензий со стороны налоговых органов имеется в том случае, если договор займа, который планируется переоформить в беспроцентный, заключен между юридическими лицами, являющимися между собой взаимозависимыми, либо является контролируемой сделкой.

Также, в практике распространены случаи доначисления налогов, пени и штрафов в тех случаях, если доказан факт занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы посредством:

1) манипулирования ценами в целях получения необоснованной налоговой выгоды;

2) предоставления беспроцентного займа за счет средств, полученных по процентному договору займа (отсутствие деловой цели и экономической целесообразности).

Автор: Альмира Габдрахманова
Введите код с картинки
CAPTCHA