Сейчас действует порядок, утвержденный приказом Минфина от 25 апреля 2011 г. N 50Н. Как и любой подзаконный акт, за 2,5 года документ утратил свою актуальность по целому ряду вопросов как в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс, так и в связи с вступлением в силу Закона "Об электронной подписи" и постановления правительства от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость". Поэтому внесение изменений в него либо утверждение нового порядка уже необходимо.
Помимо процедурных моментов, связанных с подлежащим использованием электронной подписи, теперь порядок непосредственно будет содержать указание, что счета-фактуры подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. Новым порядком также устраняются несколько проблемных моментов, с которыми сталкивались компании при обмене с контрагентами электронными счетами-фактурами.
Так, нередки случаи, когда стороны сделки пользуются услугами различных операторов электронного документооборота и при этом случается, что возможность обмениваться электронными счетами-фактурами у сторон просто отсутствует, поскольку операторы неохотно взаимодействуют друг с другом. В новой редакции порядка электронного обмена счетами-фактурами на оператора электронного документооборота возлагается прямая обязанность обеспечить такой документооборот при наличии воли контрагентов и при необходимости передавать электронные счета-фактуры покупателю через того оператора связи, который обслуживает документооборот стороны сделки. Однако конкретных правил и регламентов такого взаимодействия операторов порядок не предлагает, что не исключает возникновения проблем обмена счетами-фактурами между клиентами различных операторов и в дальнейшем.
Одной из немаловажных причин низкой популярности электронного обмена счетами-фактурами являлось положение порядка о том, что счет-фактура считался выставленным только после того, как продавец получал от покупателя должным образом сформированное и подписанное подтверждение получения такого счета-фактуры.
В этой ситуации продавец фактически становился заложником ситуации, поскольку находился в неведении, была ли им исполнена обязанность по выставлению счета-фактуры или нет, и по истечении установленного Налоговым кодексом срока на выставление счета-фактуры вынужден был в случае неполучения подтверждения от покупателя направлять счет-фактуру в бумажном виде. Предлагаемый проект порядка устраняет этот пробел, теперь для подтверждения факта выставления счета-фактуры будет достаточно подтверждения от оператора электронного документооборота получения им счета-фактуры, что при текущем уровне развития технологии вряд ли будет происходить более чем несколько часов. При этом новый порядок сохраняет за продавцом и покупателем возможность подтверждения получения счета-фактуры покупателем, но только в том случае, если в договоре стороны это указали.
С точки зрения Налогового кодекса для продавца не важен факт получения счета-фактуры покупателем, поскольку п. 3 ст. 168 не ставит факт выставления счета-фактуры в зависимость от каких-либо условий. Он должен быть выставлен не позднее пяти дней со дня совершения хозяйственной операции. Но на практике отсутствие подтверждения о получении счета-фактуры грозит претензиями налогового органа. Поэтому утвержденная норма должна уравнять теорию с практикой и ввести в оборот удобный и безопасный для бизнеса способ обмена счетами-фактурами.
Необходимость ждать подтверждения от контрагента вызывала проблемы с датой, с которой компания имеет право заявить о вычете (ст. 171 НК РФ). Так, при обмене документами на стыке кварталов проблема могла возникнуть не только у продавца, но и у покупателя, ведь для того, чтобы счет-фактура считался полученной, необходимо было отправить подтверждение о получении, а в случае направления подтверждения после окончания квартала, налог к вычету по такому счету-фактуре можно было принять только в следующем налоговом периоде, ведь отследить дату получения электронного счета-фактуры для налоговиков труда не составит.
Нарушения, связанные с несвоевременным принятием НДС к вычету, налоговые инспекторы находят в ходе 30% проводимых выездных проверок. Какое количество нарушений вызвано несовершенством действующего порядка электронного обмена счетами-фактурами, к сожалению, статистика не раскрывает.
Теперь минфин предлагает считать датой получения электронного счета-фактуры дату направления оператором покупателю уведомления о получении счета-фактуры от продавца, что снимает большую часть вопросов относительно сроков получения счетов-фактур. Человеческий фактор из этого процесса будет исключен. И налоговый период, в котором заявляется вычет, теперь будет совпадать с тем, в котором счет-фактура выставлен.
Немаловажным изменением в порядке является и то, что в электронном виде можно будет обмениваться не только первичными счетами-фактурами, но и корректировочными. Действующий сейчас порядок просто не содержит такого документа, как корректировочный счет-фактура, такое определение появилось в Налоговом кодексе лишь в конце 2011 года, и до вступления в силу нового порядка вопрос об обмене корректировочными счетами-фактурами в электронном виде останется спорным, несмотря на то, что электронный формат корректировочного счета-фактуры утвержден.
Несомненно, новый порядок будет способствовать дальнейшему переходу компаний на электронный обмен счетами-фактурами. Так как это сулит компаниям массу плюсов. Отказ от бумажных счетов-фактур позволяет компании снизить затраты на обработку документов и аренду архивов. При переходе на электронные счета-фактуры высвобождаются трудовые ресурсы. При этом повышается скорость обмена данными и снижаются налоговые риски.