Пресс-центр / Новости / ...

Трансграничные соглашения о ценообразовании станут реальностью

Минфин России приступил к подготовке порядка заключения многосторонних соглашений о ценообразовании с участием уполномоченного органа исполнительной власти иностранного государства. Соответствующее уведомление размещено на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Указанный порядок направлен на законодательное урегулирование вопросов, связанных с заключением соглашений о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок с участием компетентного органа иностранного государства, с которым у Российской Федерации имеется международный договор об избежании двойного налогообложения.

Если налогоплательщик посчитает, что действия договаривающихся государств не соответствуют принципу «вытянутой руки», который заложен в статье 9 международных договоров об избежании двойного налогообложения, то после принятия соответствующего порядка он сможет обратиться в компетентный орган для инициирования взаимосогласительной процедуры и заключения соглашения о ценообразовании.

При заключении многосторонних соглашений о ценообразовании с привлечением компетентного органа иностранного государства налогоплательщик может избежать двойного налогообложения, когда цена сделки для целей налогообложения была скорректирована в одном из договаривающихся государств, но при этом осталась неизменной в другом.

Рекомендации ОЭСР по заключению соглашений о ценообразовании в рамках взаимосогласительных процедур приведены в приложении к Главе IV Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте ОЭСР.

На наш взгляд заключение таких соглашений позволит решить 2 проблемы.

Проблема №1. – «Контроль цен со стороны ФНС России не предсказуем, наличие же соглашения означает, что внутригрупповое ценообразование происходит в соответствии с правилами, согласованными с ФНС России.»

В настоящее время Налоговым кодексом для крупнейших налогоплательщиков предусмотрена возможность заключать соглашения о ценообразовании. Такие соглашения регулируют порядок ценообразования на товары, работы, услуги по внутригрупповым операциям.
Запросы на заключение соглашений о ценообразовании с участием иностранных материнских или дочерних компаний в настоящее время приобрели актуальность, поскольку международные компании, ведущие свою деятельность в Российской Федерации, стараются прогнозировать свои риски, а заключение соглашения о ценообразовании позволит свести взаимоотношения с ФНС России в части контроля цен к заранее описанным правилам, и, тем самым, исключить возможные неожиданности при проведении специальных проверок цен.

Проблема №2 – «Труднодоступность механизма симметричных корректировок при трансграничных сделках»

По общему правилу в случае, если при специальной проверке цен выявляются механизмы манипулирования ценой для целей налогообложения и происходит корректировка налогооблагаемой базы, вторая сторона сделки получает право на симметричную корректировку цен в сделке, позволяющую привести налоговые обязательства обеих сторон в соответствие с рыночными условиями.
Однако, такой механизм в полной мере работает только в том случае, когда обе стороны сделки являются российскими организациями.
В случае с трансграничными сделками в настоящее время предлагается обращаться к положениям соглашений об избежании двойного налогообложения и проводить такие симметричные корректировки в соответствии с согласительной процедурой, предусмотренной соглашением. Такая процедура может длиться годами и не добавляет предсказуемости в взаимоотношении налогоплательщика и налоговой администрации.
Таким образом возможность заключать многосторонние соглашения о ценообразовании во внешнеторговых сделках позволит увеличить предсказуемость налогового контроля для сторон такого соглашения и заранее договориться с ФНС России о применяемых правилах ценообразования, что, в свою очередь, снизит административное давление и повысит доверие иностранного бизнеса.

Введите код с картинки
CAPTCHA