В настоящий момент в экспертном сообществе активно обсуждается вопрос о том, имеют ли территориальные налоговые органы полномочия проверять соответствие цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не являющимися контролируемыми, рыночному уровню в рамках выездных и камеральных налоговых проверок.
Чтобы разобраться в этом вопросе необходимо, в первую очередь, проанализировать нормы НК РФ, определяющие порядок определения цен в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость.
Если проанализировать нормы НК РФ, предусматривающие порядок определения цен в сделках, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые сторонами сделок, то можно определить три группы норм в зависимости от сферы действия:
1) нормы НК РФ, предусматривающие порядок определения цен (доходов, прибыли, выручки) в сделках, заключенных между лицами, не являющимися между собой взаимозависимыми;
2) нормы НК РФ, предусматривающие порядок определения цен (доходов, прибыли, выручки) в сделках, заключенных между взаимозависимыми лицами, но не подпадающих под понятие контролируемых;
3) нормы НК РФ, предусматривающие порядок определения цен (доходов, прибыли, выручки) в контролируемых сделках.
На мой взгляд, следует отдельно рассмотреть каждую из указанных групп. При этом при установлении порядка определения цен (доходов, прибыли, выручки) в указанных сделках в целях налогообложения необходимо исходить из того, что в соответствии в НК РФ порядок определения налоговой базы по всем налогам определяется соответствующими положениями части второй НК РФ, то есть положения части второй НК РФ по конкретным налогам являются специальными по отношению к общим положениям части первой НК РФ.
Итак, рассмотрим методы определения цены для целей налогообложения для каждой из групп сделок